Костромские новости
-
19.09.2011 рейтинг материала: 0 комментарии: 0
Тенденции и игроки рынка Согласно Russia Cloud Services Market 2011–2015 Forecastand 2010 Competitive Analysis, в целом, видна четкая тенденция к конвергенции ИТ и телекоммуникаций, очевиден интерес крупнейших операторов связи к проникновению на рынок облачных услуг в России. Чтобы быть конкурентоспособным на рынке облачных технологий, ИТ-компаниям следует разработать четкую стратегию для предоставления как операционных облачных сервисов, так и профессиональных проектных услуг по их внедрению. Среди продуктов, на базе которых были построены наиболее популярные в России SaaS-решения, отмечены продукты компаний Microsoft, Salesforce.com, Google и Oracle. Дистрибуторами-провайдерами облачных услуг, лидирующими на рынке названы компании: CT Consulting, Softline, «Мегаплан» и «Техносерв Консалтинг». Среди наиболее успешных поставщиков IaaS-решений — Parking.ru, OversunScalaxy, IT Grad и Softline. Список лидирующих поставщиков услуг по предоставлению услуг частного облака возглавили HP, IBM, «КРОК», I-Teco и «Астерос». Объем рынка По данным IDC, объем российского рынка облачных услуг (публичных и частных) в 2010 году составил $35,08 млн. По прогнозам, к концу 2015 года он превысит отметку в $1,2 млрд, демонстрируя среднегодовой темп роста более 100%. Опрошенные эксперты из числа компаний-лидеров российского рынка облачных услуг, в целом, согласились с предложенными оценками, но высказали ряд замечаний. «Поскольку прогнозы основываются, в том числе, на оценках участников рынка, а также учитывают тренды, в целом мы согласны с этими данными, - говорит Руслан Заединов, заместитель генерального директора, руководитель направления центров обработки данных компании КРОК. - В последнее время интерес к облачным вычислениям, наконец, стал постепенно переходить из теоретической в практическую плоскость, появились первые проекты». Например, в 2010 году КРОК создала облачную ИТ-инфраструктуру многофункционального Центра для Администрации Костромской области, а одна из сервисных компаний теперь предоставляет заказчикам услуги анализа товарных остатков через «облако» КРОК. «Как только мы открыли демо-доступ к «облаку», и заказчики ощутили удобство облачного подхода, количество коммерческих проектов возросло, - отмечает Руслан Заединов. - Во многом это определило первые итоги и динамику развития облачного направления в КРОК, данные даже более позитивные». В компании Softline также считают, что указанные цифры отражают действительность. Спрос на облака растет, и положительные тенденции в ближайшее время будут только усиливаться. Softline планирует, что в 2011 году произойдет не менее чем двукратный рост относительно 2010 года. «Прогноз развития облачных услуг на 2011-2015 годы оправдан – это совокупность общих финансовых показателей по всем направлениям облачных решений, сейчас существуют все предпосылки к достижению отметки в $1,2 млрд со среднегодовым темпом роста более 100%», - считает Андрей Гарканов, руководитель отдела маркетинга департамента облачный технологий Softline. Однако, например, по оценке «Астерос» рынок облачных услуг еще не достиг цифры, анонсируемой IDC. Тем более что в 2009 году аналитики IDC оценивали его в $4,8 млн. Хотя результаты роста действительно впечатляют. «Фантастика. Выходит, что «облачные» услуги выросли более чем в 7 раз, – говорит Михаил Эренбург, президент группы «Астерос». - Даже для нового рынка это грандиозный рост. Эту ситуацию можно объяснить тем, что в «облака» были засчитаны услуги, которые косвенно относятся к теме Cloud. Что касается значительного роста «облачных сервисов» к 2015 году, то рынок действительно набирает обороты, увеличивается число проектов и их масштаб. В этом отношении российский рынок следует мировым тенденциям. Можно сомневаться в прогнозируемых темпах развития, но не в перспективности самого рынка». Юлия Майорова, руководитель дирекции развития бизнеса, Orange Business Services в России и странах СНГ, также обращает внимание, что часть заявленных «облачных» проектов таковыми не являются: «У нас все еще часто путают или в угоду маркетингу за «облачные» выдают проекты по виртуализации. Напомним, что частное вычислительное облако – это не только технология, но и сервисная модель, в которой конечный потребитель (в крайнем случае, служба поддержки приложений, но никак не ИТ-инфраструктуры) имеет возможность самостоятельно, без посредничества ИТ-службы, управлять предоставляемыми ему сервисами». Таким образом, если при описании очередного проекта не указано, что в нем реализован портал самообслуживания, ресурсами управляют ИТ-администраторы и платформу использует одна или две заданных и статичных системы, то это проект, скорее относится к виртуализации. Публичные и частные облака В последнее время достаточно много споров вокруг публичных облаков, относительно причисления к облачным услугам предложений, связанных с виртуальными серверами. Поэтому интересным моментом отчета стали данные по рынкам публичных и частных облачных услуг. Авторы документа оценивают, что в 2010 году объем рынка публичных облачных услуг в России составил $13 млн (из них проектные услуги − 38%). Объем рынка частных облачных услуг достиг $22,08 млн (из них проектные услуги − 73%). Традиционно эти рынки включают SaaS, PaaS, IaaS. Для публичных услуг характерны также функциональные сегменты IaaS, включающие системное ПО, серверы и СХД. Почти двукратный разрыв, по мнению экспертов, не совсем точно отражает реальность. «Чтобы считаться облачным, решение, на мой взгляд, должно обладать сразу двумя характеристиками – возможностью гибкого изменения конфигурации ресурсов такого сервера в любой момент времени и возможность отказаться от него полностью опять же в любой момент времени и без финансовых последствий (модель оплаты pay-per-use). Если же изменить конфигурацию нельзя, и деньги со счета списываются за месяц вперед, то это вряд ли можно назвать облачным сервисом», - отметила Юлия Майорова. По ее мнению, $13 млн — это хороший показатель для молодого российского рынка публичных облачных услуг. При этом не стоит забывать, что основным их заказчиком является скорее малый, реже средний бизнес. И это действительно сервисная модель. Также спикер обращает внимание, что в классификации отсутствует вариант shared / virtual private / multitenant облаков, когда ограниченный ряд клиентов использует облачные услуги, предоставляемые на базе общей платформы посредством защищенных каналов передачи данных (выделенный канал или IP VPN). Главные отличия от публичных: доступ имеет достаточно ограниченный перечень лиц, а не любой желающий, кто зарегистрировался на сайте поставщика, защищенный канал, а не Internet, для каждого заказчика выделены, изолированные виртуальные зоны в рамках платформы, хотя бы на уровне VLAN. «Если опираться на приведенную в предыдущей версии отчета терминологию, которую использует IDC, и в качестве «облака» рассматривать ИТ, как услугу, в целом, то «частные» «облака» более востребованы. А если рассматривать современное понимание «облаков», когда речь идет об автоматизированной услуге с порталом самообслуживания, через который каждый пользователь имеет возможность выделить себе сам необходимые ресурсы, а рассчитаться за них по определенной схеме в центральном офисе, то рынок выглядит принципиально иначе. Соотношение скорее 100% к нулю в пользу публичных», - говорит Руслан Заединов. По его мнению, на сегодняшний день порталы самообслуживания и онлайн-биллинг постепенно появляются в публичных «облаках», в то время как в частных, как правило, статические конфигурации, которые просто предоставляются заказчику, как услуга. «Публичные облака — менее дорогая услуга, так как клиенту не нужно инвестировать в создание облака. А создание частного облака – это полноценный проект, который включает в себя и консалтинг, и поставку оборудования и ПО. А, кроме того, в России сегодня не многие компании готовы переносить свои данные на внешние сервера. Именно поэтому сегмент частных облаков больше публичных», - считает Михаил Эренбург. «Чтобы понять суть динамки их развития, необходимо учитывать, что именно включается в данные показатели, ведь понятно, что аппаратное обеспечение – это значительные инвестиции, но если мы говорим об организации частных дата-центров, то это совсем другие цифры», - говорит Андрей Гарканов.